Стандарты, не нужные государству

8 июля 2020 г. ФАУ «ФЦС» объявил о начале публичного обсуждения проектов ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы» (ПНС 1.13.465-1.319.20) и ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 2. Стадия капитального строительства» (ПНС 1.13.465-1.320.20). Как видим, на сайте Росстандарта публичное обсуждение означенных проектов стандартов стартовало 27 июня 2020 г.

Уже на этапе предложения разработки были допущены нарушения процедур национальной стандартизации, а именно: проекты документов предложены для внесения в Программу национальной стандартизации как пересмотр отмененных стандартов ГОСТ Р 58439.1-2019 и ГОСТ Р 58439.2-2019. В соответствии с правилами национальной стандартизации (п. 5.1.2 ГОСТ Р 1.2-2016) пересмотру подлежат только действующие национальные стандарты. По сути Росстандарту будет предложено переутвердить указанные документы со старыми обозначениями, но обновленным годом утверждения — ГОСТ Р 58439.1-2020 и ГОСТ Р 58439.2-2020. К чему приводит нарушение правил и процедур стандартизации мы видим, когда принятые с нарушениями документы безжалостно отменяются.

Несмотря на заявление о том, что проекты стандартов «доработаны с учетом предложений научного сообщества и представителей бизнеса», суть документов принципиально не изменилась.

В пояснительной записке исполнителя (НИЦ «Строительство») к проекту ПНС 1.13.465-1.319.20 сообщается о целях разработки:
«Гармонизация терминов в соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 июня 2019 г. (ФЗ-151); федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006
(ФЗ-149); «Градостроительным кодексом Российской Федерации» от 29.12.2004 (ФЗ-190).

По сравнению с отмененной редакцией ГОСТ Р 58439.1-2019, вносятся следующие изменения:
· внесен термин «Информационное моделирование объектов строительства» (на основе СП 333.1325800.2017, п.3.10) ‒ см. новый п. 3.1.3.8;
· заменен термин «Информационная модель объекта капитального строительства» (на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ
(ред. от 24.04.2020) ‒ см. новый п. 3.1.3.9;
· изменено описание термина «Информационный контейнер», включая сопутствующий пример и примечание 1 ‒ см. новый п. 3.1.3.13».

По последнему пункту разработчик представил приложение, по объему превосходящее саму пояснительную записку. Это и есть самая важная часть предмета рассмотрения. Все внимание относительно термина «контейнер» сосредотачивается на его применении в налоговых и прочих органах власти РФ, а не на содержании. Проблему составляет не название этой сущности, но принципиальная возможность применения закрытых проприетарных форматов представления и передачи данных и информации.

Для чего государство инициирует, оплачивает и принимает стандарты? В первую очередь — для удовлетворения собственных нужд: повышения эффективности принятия решений, обеспечения устойчивого развития и т.п. Стандарты, обеспечивающие государственные потребности, особенно в такой сфере, как строительство, должны поддерживать открытые и непроприетарные форматы данных и информации в целях безопасности и конкурентоспособности. Иначе, безапелляционно принимая стандарты на основе международных, есть риск оказаться менее конкурентоспособным перед международным бизнесом даже в своей стране, а также зависимым от производителей программного обеспечения.

Убери «контейнер» из рассматриваемых стандартов, и всё — они рассыпаются в прах, т.о. вскрывая низкую значимость этих так называемых «базовых стандартов». Т.е. по сути предлагаемые к рассмотрению документы — стандарты для контейнеров информации, а не про «менеджмент». Да, и в принципе, какое дело государству до «менеджмента в строительстве»?! Строительному бизнесу очень нужен этот стандарт? Так пусть возьмет на вооружение и использует в качестве СТП. Но, похоже, он больше востребован консультантами и прочими «лидерами» и «евангелистами» в области BIM, которые ясно увидели почти безграничные возможности для своего карьерного развития и расширение окучиваемого ими рынка в сторону госбюджета, составляющего 2/3 в отрасли. Государство однозначно не нуждается в этих «фишках». То, что для государства действительно является основополагающим в технормировании BIM, так это — IFC, IDM, IFD, BCF, MVD.

Публичное обсуждение стандартов завершится 27.08.2020 г. Судя по страницам уведомлений о разработке проектов стандартов, их представление для ознакомления и вынесения замечаний в электронном виде не предполагается. Вместо этого предлагается получение копии на бумажном носителе в НИЦ «Строительство».

image_pdfimage_print